Nvidia RTX 3000
В сентябре 2020-го года компания Nvidia презентовала свою новою серию видеокарт RTX 3000. Заявленные возможности впечатляли потенциальных пользователей и экспертов. Технический потенциал новых моделей превосходил предыдущее поколение видеоускорителей почти вдвое. В конце сентября первые видеокарты нового поколения поступили в продажу по предзаказам и частично в розницу.
Проблемы Nvidia RTX 3000 на старте продаж
Однако практически сразу возникли две крайне неприятные для пользователей проблемы. С начала октября наблюдается дефицит видеокарт новой серии, не смотря на анонс большого количества решений от многих производителей. Это вызвало обеспокоенность в рядах потенциальных покупателей, ведь многие поспешили продать, пока еще имеющие неплохую цену, свои видеоускорители предыдущего поколения. В магазинах стали появляться очереди, на онлайн торговых площадках заказы поступают тысячами, но вожделенных новых видеокарт так и не поступает. Те же, кто успели купить новые решения от Nvidia, столкнулись с периодическими багами, вылетами на рабочий стол или появлением «артефактов», при работе с ресурсоемкими приложениями и играми.
Шквал гневных отзывов и критики в адрес Калифорнийской компании приобрел огромные масштабы. Никто не мог понять, из-за чего могли произойти все вышеописанные проблемы. Многие стали обвинять Nvidia в выпуске сырого и недоработанного продукта на рынок. Благодаря сложившейся обстановке стали возникать множество домыслов и предположений, особенно в среде техноблоггеров и всевозможных интернет обозревателей.
При изучении первых поступивших в продажу продуктов новой серии от Nvidia была обнаружена одна интересная деталь. В новых видеокартах от сторонних производителей, набор конденсаторов, отвечающий за питание графического процессора, отличался от регламентированного Nvidia и реализованного в референсных версиях новых видеокарт. Данный модуль, согласно технической документации должен состоять из шести слотов под конденсаторы, где минимум один из них (сама Nvidia рекомендует два) использует MLCC конденсатор. Однако при разборке видеокарт сторонних производителей обнаружилось, что все шесть слотов заполнены стандартными конденсаторами. Благодаря этому стали распространяться предположения, что именно из-за этого в новых решениях возникают вылеты и артефакты. Кроме того, MLCC конденсаторы крайне сложны в производстве и стоят достаточно дорого, что объясняло задержки в поставках новых видеокарт.
Однако в начале октября Nvidia на своем сайте разместила сообщение, в котором наконец-то внесла ясность в сложившейся ситуации. Оказалось, что причина в самой системе питания устройства и технологии Hyper Boost, позволяющей при повышении нагрузки увеличивать тактовую частоту графического процессора. В базовой версии BIOS новых устройств не было ограничения на увеличение частоты, что приводило к превышению допустимых значений, выше 2000 МГц, и система видеокарты уходила в защитный режим, отключая питание блоков памяти и снижая все частоты и напряжения до минимальных значений, во избежание короткого замыкания и перегрева. При установке новой версии BIOS, ограничивающим частоту в Hyper Boost на уровне 1999 МГц, на видеокартах RTX 3000 проблема с багами и артефактами перестала наблюдаться.
Все не доставленные с заводов видеокарты в срочном порядке оснащаются новой версией BIOS, что и вызвало задержку в поставках новинок. Для тех, кто уже приобрел новые решения, будет доступна ссылка для скачивания и обновления BIOS с официального сайта Nvidia.
Как оказалось, паника была преждевременной, а задержка в поставках видеокарт была обоснована их доработкой до полностью рабочего состояния. И то, что Nvidia сама сумела найти просчет в своих продуктах, исправить его и, пусть и не сразу, но дать потенциальным покупателям полностью пригодный к использованию продукт со всеми заявленными характеристиками, не может не вызывать уважения к компании.